События

«Осторожно: искусство!» в The Best of Private Banking для наших партнеров «Сбербанк Private Banking»

Виктория Ступина, советник по искусству, основатель компании ARTCONSUL

История подделок насчитывает тысячелетия. В эпоху Средневековья часто подделывали мощи святых и христианские реликвии. В эпоху Ренессанса было принято копировать шедевры предыдущих эпох, в частности, античности. Так, согласно легенде, Микеланджело, обвиненный одним из кардиналов в том, что его талант уступает таланту античных скульпторов, изваял скульптуру, которую под видом античной и подарил скептику-кардиналу, подделку не распознавшему.

Поддельные произведения искусства получили широкое распространение на рубеже XIX–XX веков, когда у многих ценителей искусства накопилось достаточно денег для приобретения шедевров. Спрос рождает предложение: из тайных мастерских в частные коллекции немедленно потекли разнообразные шедевры. Масштабы этого процесса трудно переоценить. Так, пятитомный «Каталог подделок произведений живописи», выпущенный в России в начале 2000-х, содержит информацию о множестве поддельных произведений искусства.

Кто же они, создатели высококлассных подделок? Мошенники или непризнанные гении? Имена некоторых фальсификаторов произведений искусства вошли в историю искусства наравне с именами тех, чье мастерство они копировали. Вот лишь несколько громких историй.

В 1895 году одесский ювелир Израиль Рухомовский по заказу торговцев антиквариатом братьев Грохманов изготовил золотую тиару, на которой изобразил сцены из древнегреческой мифологии, а также нанес надпись на древнегреческом языке: «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Совет и народ Ольвии». В 1896 году Грохманы, заплатив ничего не подозревавшему ювелиру порядка двух тысяч рублей, предложили Лувру купить тиару за баснословную по тем временам сумму в 200 тысяч франков, выдав ее за работу мастеров греческого города Ольвии, изготовленную в подарок скифскому царю Сайтаферну. Эксперты Лувра признали, что тиара является подлинным творением древнегреческих ювелиров. Музей приобрел тиару, и она заняла почетное место в постоянной экспозиции Лувра. Несколько лет спустя вокруг подлинности тиары разразились споры, всплыло имя Израиля Рухомовского, он был приглашен в Париж, где доказал, что является автором «тиары Сайтоферна». Мастерство Рухомовского получило высокую оценку специалистов, и ювелир остался работать в Париже, где и умер в 1936 году, создав множество шедевров ювелирного искусства, которые, в свою очередь, также подделывались.

Еще одним известным фальсификатором произведений искусства, на этот раз картин старых мастеров, был голландец Хан Ван Меегерен, талантливый художник-анималист и портретист, прославившийся подделкой картин Вермеера Дельфтского и Питера де Хоха.

Первой проданной Ван Меегереном поддельной картиной стала работа «Христос в Эммаусе», написанная в 1937 году и признанная известным голландским искусствоведом Бредиусом подлинной работой Вермеера. Спустя год проданная за крупную сумму картина была приобретена художественной галереей Роттердама. В 1938 году Ван Меегерен переехал в Ниццу, где написал еще три подделки – «Игроков в карты» и «Пирушку» в стиле Питера де Хоха и «Тайную Вечерю» в стиле Вермеера. В 1943 году Ван Меегерен продал Герману Герингу свою работу «Христос и судьи», выдав ее картину кисти Вермеера. Геринг заплатил за картину 1 600 000 гульденов – рекордную на тот момент сумму. В 1945 году американские военные власти нашли картину «Христос и судьи» во взятом союзниками Берлине, и голландцы обвинили Ван Меегерена в коллаборационизме и распродаже национального культурного достояния. Художник был вынужден заявить, что проданные картины являются подделками, авторство которых принадлежит ему. На время расследования Ван Меегерен был помещен под арест, во время которого создал еще одну – последнюю в своей жизни – подделку. В конце 1947 году суд приговорил Ван Меегерена к одному году тюремного заключения, но уже в 1948 году художник скончался.

Еще одно имя, скандально известное искусствоведам, – Джон Майатт. В 1985 году Джона Майатта, преподавателя живописи, бросила жена, поставив перед необходимостью заботиться о двух маленьких детях. Чтобы заработать, художник начал писать подделки и продавать их в качестве таковых. Затем один из постоянных клиентов художника, некий Дрю, продал одну из подделок Майатта на аукционе Chritie’s как подлинную работу Альберта Глеза за 25 тысяч фунтов. В течение следующих десяти лет Майатт и Дрю продали через аукционы Sotheby’s и Christie’s в музеи и частные коллекции более 200 картин, среди которых поддельный Шагал, Ле Корбюзье, Матисс и многие другие. В 1995 году Майатт был арестован, осужден и провел в тюрьме четыре месяца. Идейный вдохновитель аферы, Дрю, был осужден на шесть лет, из которых провел в тюрьме два года. Сегодня Джон Майатт вернулся к тому, с чего начинал: художник пишет картины в стиле великих мастеров и продает их как копии.

Трудно представить, что огромный бизнес по подделке произведений искусства когда-нибудь перестанет быть прибыльным. Опытные и начинающие коллекционеры, а также профессионалы арт-рынка постоянно сталкиваются с проблемой фальшивок. Особенно актуальна эта проблема в России, где институт экспертов еще только формируется. Как же свести к минимуму возможность приобретения поддельного произведения искусства?

Некоторые начинающие коллекционеры не доверяют дилерам арт-рынка, считая, что они в состоянии самостоятельно приобрести подлинные произведения. Но, приобретая картины, скульптуры или другие произведения искусства без помощи эксперта, необходимо задать себе четыре вопроса.

Во-первых, почему именно вам так повезло?

Помните о том, что рядом с подлинными шедеврами всегда находятся влиятельные дилеры и кураторы, хорошо знающие и арт-рынок, и владельцев этих шедевров. Вряд ли они легко упустят возможность приобрести истинный шедевр недорого. Кроме того, владельцы зачастую неохотно расстаются с экспонатами своих коллекций: считается, что продажа шедевров обусловлена одним из трех «d»: death, debt, divorce (смерть, долги, развод). Доступ к этой информации есть только у крупных коллекционеров и их консультантов. Самые ценные вещи, как правило, тут же расходятся по крупным частным коллекциям и галереям. Или же занимают достойное место на торгах Christie’s или Sotheby’s. Задумайтесь – почему владелец не выставил картину на аукцион или не передал опытному дилеру для продажи по максимально высокой цене? И никогда не выставлял предмет своей гордости ни на одном художественном салоне или выставке?

Во-вторых, какой у картины провенанс?

Очень важно понимать, где предлагаемая работа находилась до сегодняшнего дня. Сомнительными представляются не подтвержденные документами истории о наследстве прабабушки графини или о чудесной находке на чердаке заброшенного дома во французской провинции. Такие истории должны быть исследованы и документально подтверждены. Предположим, вам повезло и у владельца сохранились документы о покупке картины у питерского антиквара в конце XIX века и несколько фотографий шедевра над камином прабабушки графини.

В-третьих, как вы можете проверить подлинность шедевра?

В этой стадии на сцену выходят авторитетные эксперты-технологи и искусствоведы. Именно они могут подтвердить тот факт, что картина написана именно в заявленный период и принадлежит кисти именно этого живописца. Существует два вида анализа: искусствоведческий и технический. Первый включает в себя проверку провенанса и авторства, исследование содержания и стиля. Второй включает в себя химический анализ и рентгеновское исследование произведения и позволяет с высокой точностью подтвердить или опровергнуть выводы искусствоведа.

И, наконец, справедлива ли запрашиваемая цена?

Если вы убедились в подлинности предмета, осталось определить справедливость его цены. Для этого необходимо иметь хорошее представление о ситуации на арт-рынке и о стоимости произведений «вашего» автора. Это требует постоянного отслеживания динамики цен на аукционных торгах, а также проверки частных продаж через дилеров, галереи и других коллекционеров.

На самом же деле, чтобы ваш Репин не оказался неизвестным художником, лучше всего обратиться к специалистам.